П И Н С К
Город при впадении реки Пина в Припять. Железнодорожная
станция. Речной порт. 124 тыс. жителей (1993).
Промышленность:
текстильная (ДинамоПрограмТекстиль, Пинский льнозавод, завод искусственной кожи
«Исхож»), деревообрабатывающая (Пинский лесхоз), пищевая (Пинский мясокомбинат);
заводы: кузнечно-прессовых автоматических линий, судостроительно-судоремонтный,
литейно-механический, экскаватороремонтный, железобетонных изделий и др.
Первое упоминание о Пинске (летописный Пинеск, Пиньск) в
Ипатьевской летописи относится к 1097. К середине 12 в. Пинск становится крупным
торговым городом Туровского княжества, позднее — центр самостоятельного
княжества, вплоть до 14 в. Начиная с 14 в., Пинск включен в Великое княжество
Литовское, в 17 в. вошел в Речь Посполитую. В 1581 город получил Магдебургское
пр аво. В 19 в. — в составе Российской империи. При устройстве Минской губернии
назначен уездным городом Минского наместничества. В 1884 открылось
железнодорожное движение (Пинск —Луниец). В марте 1904 в городе заработала
телефонная сеть.
Во время Первой мировой войны (1915) Пинск был оккупирован
немецкими войсками. В 1921 после Рижского мирного договора территория Западной
Белоруссии, в том числе и Пинск, отошла Польше. Пинск — центр повета Полеского
воеводства. С 1939 в составе СССР (Белорусская ССР), центр Пинской области. К
началу Великой Отечественной войны в Пинске работало 15 предприятий и 16
промышленно-корпоративных артелей. В годы войны город был оккупирован, на его
территории были созданы четыре концентрационных лагеря (лагерь для гражданского
населения и гетто для евреев). В послевоенный период Пинск был восстановлен;
получили дальнейшее развитие индустрия, научные и культурные учреждения.
Современный Пинск — развитый промышленный центр.
В городе работают: краеведческий музей, музей истории
Белорусского Полесья; народно-драматический театр.
|